Привет, коллеги!
Сегодня в выпуске мы поговорим про ШИК-реакцию и продолжим тему сертификации.
Ранее мы убедились, что некоторые учреждения несильно трудятся над составлением вопросов для тестов (вопрос про угол наклона ножа в градусах Цельсия — это 5 баллов!).
Недавно встретился такой вопрос (орфография и пунктуация автора сохранены).
ШИК-реакцией выявляются включения:
— актиномицеты
— 3х валентное железо
— липиды, белки, углеводы
— базофилы, нейтрофилы
— коллаген.
Можно выбрать только один вариант, остальные «неправильные». Что же верно на самом деле?
Для ответа на этот вопрос мы обратились к записям Брайана Ллюэлина, однако, самое подробное описание этой методики мы нашли у Пирса и Лилли.
Вот что нам удалось выяснить.
ШИК или PAS-реакция — качественная реакция на альдегиды.
ШИК — реакция неспецифическая. Взаимодействие со многими веществами сложно в силу их уникального строения.
Куллинг приводит список веществ, которые окрашиваются методом PAS:
• Скопления актиномицетов.
• Базальные мембраны.
• Хрящ.
• Цереброзды.
• Коллаген ареолярной соединительной ткани.
• Составные липиды.
• Гликоген.
• Керазин (болезнь Гоше).
• Почечные трубочки.
• Гранулы мегакариоцитов.
• Муцины:
— кишечного тракта,
— пепсиновых желез,
— желез шейки матки,
— слюнных желез,
— конъюнктива,
— бронхиальные железы,
— фолликулы и кисты яичника,
— секрет простатических желез,
— амилоидные тельца.
• Капсула хрусталика глаза.
• Панкреатические зимогенные гранулы.
• Гранулы клеток Панета (крысы, гвинейские свиньи, кролики).
• Фосфолипиды.
• Β-клетки гипофиза.
• Почечные гиалиновые слепки.
• Палочки сетчатки глаза.
• Тельца Русселля.
• Крахмал.
• Коллоид щитовидной железы.
А теперь попробуем вместе ответить на тестовый вопрос.
Первый вариант — «актиномицеты». Подходит.
Второй вариант — «3х валентное железо».
Не подходит.
Третий вариант — «липиды, белки, углеводы».
Углеводы подходят, белки — только составные, а липиды — точно не красятся.
Четвёртый вариант — «коллаген». Подходит Что бы вы выбрали?
Чтобы вас не томить, сразу раскроем: «правильный» вариант — третий. Но, независимо от того, что мы выбираем в подобных вопросах, стоит спросить экзаменатора или составителя, что он имел в виду.
Если серьёзно — не стесняйтесь задавать вопросы, даже если чего-то до конца не понимаете или не знаете. Образование и развитие — наша общая цель.